Требования ГОСТ к применению алкозамков
« НазадРосстандарт утвердил ГОСТ Р 70637–2023, в соответствии с которым с 1 апреля 2023 года некоторые транспортные средства обязали оборудовать алкозамками. Благодаря современной системе нетрезвый водитель не сможет запустить мотор, так как произойдет блокировка аппаратуры. Информация о присутствии алкоголя в автомобиле будет автоматически передаваться сотруднику системы ЭРА-ГЛОНАСС и в один из контролирующих органов госуправления.
Как работает алкозамок
Чтобы не было возможности обмануть датчики, система перед проверкой идентифицирует водителя, то есть определяет его отличительные признаки. С этой целью в автомобиле установят камеру с функцией распознавания и загрузят в систему информацию о всех допущенных к управлению сотрудниках. Благодаря этому нетрезвый водитель не сможет избежать проверки, попросив другого человека подышать в алкозамок.
После идентификации автомобилист должен контактным или бесконтактным способом пройти тест на содержание паров алкоголя. При контактном способе нужно «дунуть» в прибор со сменным мундштуком. Объем выдыхаемого воздуха – примерно 1,2 л. Бесконтактный способ предполагает автоматическое взятие проб из воздуха в салоне. Если процент обнаруженного спирта превышает установленные ГОСТом нормы, двигатель заведется только у стоящего на месте автомобиля. Как только машина тронется, мотор заглохнет.
На период ремонта или в экстренной ситуации алкозамок можно деактивировать. Для этого разработчиками системы предусмотрен специальный «Режим автосервиса». Ответственность за отключение замка будет лежать на операторе, действующем по запросу водителя или другого, неавторизованного человека. Аппаратура должна срабатывать даже при условии, если нет сотовой связи.
На какие автомобили установят алкозамки
В соответствии с положениями ГОСТ, замками будут оборудованы следующие категории транспорта:
- легковые и другие автомобили, используемые для коммерческих перевозок пассажиров;
- мусоровозы и грузовики для вывоза бытовых отходов;
- транспортные средства, предназначенные для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов;
- любые автомобили по желанию их владельцев;
- транспортные средства, водители которых привлекались за езду в нетрезвом виде.
Согласно действующему законодательству, алкозамки не будут устанавливать в машины провинившихся водителей. Но, по словам юристов, документ разработан на перспективу и в будущем, возможно, технология будет применяться повсеместно.
Есть ли у «системы трезвости» будущее
По мнению экспертов, алкозамки могут эффективно решить проблему пьянства за рулем, но цена приборов достаточно велика. Без учета работ по монтажу они стоят 35-40 тыс. рублей, более продвинутые модели – до 140 тыс. рублей. Еще в 5-7 тыс. рублей обойдется ежемесячное техническое обслуживание и поддержка связи с оператором. Это большая финансовая нагрузка на собственников автомобилей в частности и на экономику страны в целом.
ГОСТ уже вступил в силу, но это не значит, что все перечисленные категории транспорта мгновенно будут оснащены алкозамками. Пока устройства станут устанавливать на добровольной основе, но как только требования попадут в перечень документов по стандартизации, монтаж приборов станет обязательным. Вероятность того, что в Москве системами алкозащиты оснастят автомобили каршеринга и такси, не исключена.
Вам может быть интересно: